Данный республиканский семинар проводился в целях изучения опыта работы инклюзивного образования в системе технического и профессионального образования в Республике Казахстан. В работе семинара приняли участие представители Управления образования г.Алматы и областей, ассоциации колледжей г.Алматы, профсоюза «Ұстаз», НЦПК «Өрлеу», Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, организаций ТиПО РК, СМИ.
Была организована выставка творческих работ студентов колледжа.
Также колледжем была показана кружковая деятельность в разрезе специальностей, по которым обучаются студенты инклюзивных групп.
С приветственным словом выступил директор колледжа Нурымбетов Анарбек Калдарович, рассказал вкратце о работе колледжа, реализующей инклюзивное образование с 1993 года, ознакомил участников семинара с программой семинара.
С докладом на тему «Доступность системы технического и профессионального, послесреднего образования для лиц с особыми образовательными потребностями» выступила главный менеджер Управления развития и содержания ТиППО НАО «Холдинг «Кәсіпқор» Жакупбекова Айгерим Жоламановна. Была дана полная информация о проводимой работе Холдинга по реализации Государственной программы развития и образования РК на 2016-2019 годы, Дорожной карты по обеспечению доступности системы технического и профессионального, послесреднего образования для лиц с особыми образовательными потребностями на 2017-2018 годы, о разработанных в 2017 году Методических рекомендациях для разработки специальных учебных программ для обучения лиц с особыми образовательными потребностями, а именно обучение лиц с умственной отсталостью (легкой и умеренной степени), в рамках данных Методических рекомендаций был проведен анализ доступности системы ТиПО для лиц с ООП в Казахстане, изучен зарубежный опыт по доступности системы ТиПО для лиц с ООП.
Жакупбекова Айгерим Жоламановна рассказала участникам семинара о проекте специальной учебной программы по квалификации «Швея» с нормативным сроком обучения в 1 год 10 месяцев, разработанном в 2017 году в рамках государственного задания МОН РК, привела примеры работы колледжей, реализующих обучение данной категории не первой год, пояснила разницу в обучении лиц с сохранным интеллектом, и лиц с нарушением интеллекта.
В завершении ее выступления, была дана информация по обмену опытом внедрения инклюзивного образования в системе ТиПО в режиме эксперимента в Карагандинской области. Положительные результаты которой, были отмечены не только на уровне республики, но и на международном уровнях.
А именно о достижениях Карагандинского технико-строительного колледжа, студенты с ООП которого смогли принять участие в республиканском и международных чемпионатах Abilympics (Абилимпикс) в мае 2017 года (г.Москва, Россия), и в Deafskills в октябре 2017 года (г. Абу-Даби, ОАЭ).
Кроме этого, был показан проект Государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального образования, в который были внесены изменения касательно обучения лиц с ООП в организациях ТиПО.
Со следующим докладом на тему «Опыт работы ресурсного центра по инклюзивному профессиональному обучению и социализации лиц с особыми образовательными потребностями» выступил методист по инклюзивному образованию Сарсенгалиев Айтбек Гайсанович, ознакомивший с работой инклюзивного образования в Алматинском государственном колледже технологий и флористики.
Сарсенгалиев Айтбек Гайсанович рассказал о работе ресурсного центра, о достижениях в обучении студентов с особыми образовательными потребностями, о плодотворной работе с социальными партнерами и МИО, о специальностях и квалификациях, по которым ведется обучения лиц с ООП в колледже, о дальнейших планах и стратегических целях ресурсного центра.
Рейбанд Татьяна Николаевна – заместитель директора по учебной работе ЧУ «Северо-Казахстанский колледж профессиональной подготовки и сервиса» выступила с докладом на тему «Организация учебного процесса в колледже для лиц с особыми образовательными потребностями», где поделилась опытом работы организованном в городе Петропавловск между колледжем и Специальной (коррекционной) школы-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии. Выпускники специальной школы-интернат в дальнейшем в режиме эксперимента получают образования по нескольким специальностям и квалификациям в колледже. Деятельность колледжа в организации инклюзивного образования реализуется при поддержке специальной школы-интернат №2, МИО, МОН РК, НАО «Холдинг «Кәсіпқор», Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. Также организована работа с социальными партнерами города по прохождению производственной практики и дальнейшему трудоустройству студентов инклюзивных групп.
Курманалиева Акжаркым Кайратовна – заместитель директора по УМР Алматинского колледжа технологии и флористики выступила с докладом на тему «Организация учебного процесса при инклюзивном обучении». Был описана поэтапная работа педагогического коллектива по организации учебного процесса в инклюзивных группах, учет их индивидуальных возможностей.
Также с докладом на тему «Практика и перспективы профессионального инклюзивного обучения в АКТиФ» выступила заместитель директора по УПР Алматинского колледжа технологии и флористики Садирова Назира Валихановна. Ею была дана детальная информация по развитию инклюзивного образования в колледже, нынешняя работа, перспективы. В заключение своего доклада Садирова Назира Валихановна пригласила выпускников колледжа прошлых лет, которые прошли адаптацию и социализацию в обществе.
Выпускники колледжа инклюзивных групп на своем примере показали, что они, не смотря на имеющиеся нарушения здоровья, работают как полноценные члены общества, имея за плечами общий трудовой стаж от 2-х до 12-ти лет. Какая-то часть выпускников открыли свои ИП, и некоторые из них на данный момент являются социальными партнерами колледжа.
После выступления докладчиков участники семинара посетили теоретические и практические занятия преподавателей Алматинского колледжа технологий и флористики. По завершению занятий преподаватели колледжа провели самоанализ и анализ посещенных занятий с участниками семинара.
В заключении семинара с предложениями и вопросами выступил Азисханов Жантлеу Нуршаевич — президент Ассоциации колледжей г.Алматы. Были подведены итоги и приняты решения республиканского семинара.
Также участникам семинара была показана концертная программа, подготовленная студентами с ООП. Студенты с нарушением слуха выступили с жестовым пением, студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата организовали флешмоб и т.д.
По итогам семинара, было предложено определить Алматинский колледж технологий и флористики в качестве ресурсного центра ЮКО по проблемам инклюзивного образования в системе ТиПО и социализации студентов с ООП; составление единых методических рекомендаций на разработку адаптированного рабочего учебного плана (АРУП) по квалификациям для лиц с особыми образовательными потребностями; внедрение вспомогательного персонала (сурдопереводчика, дефектолога, психиатра, методиста инклюзивного образования), при наличии в организации ТиПО студентов с особыми образовательными потребностями; внесение изменений в ряд нормативно-правовых актов, для доступности системы ТиПО для лиц с ООП.
Посмотреть новость на сайте учрежденияВернуться к списку новостей