Тема: | ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ».
| |
Цель: | Определить трехфазовую структуру урока, научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и методами обучения для развития критического мышления школьников.
| |
Ожидаемый результат: | учителя пополнят свои знания о критическом мышлении; учителя целенаправленно будут применять различные стратегии критического мышления в процессе обучения.
| |
Эпиграф: | «Умный вопрос - уже половина знаний» Ф. Бэкон | |
Ключевые идеи: | Критическое мышление» не дает готовых ответов. «Критическое мышление» означает концентрацию мышления на процессе решения, каких – либо вопросов или проблем и в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». «Критическое мышление» проявляется, когда происходит процесс рассуждения, формулировке выводов или решения проблем.
| |
Материалы, оборудования: | Компьютер, экран, маркеры, ватман, стикеры. | |
Ход занятий | продолжительность | Действия преподавателя и учеников |
Приветствие. Психологический настрой
| 7 минут | Добрый день, дорогие коллеги! Я рада приветствовать Вас на коучинге. Надеюсь на взаимное и плодотворное сотрудничество, которое будет полезным и применимым в Вашей практической деятельности. Но для этого давайте поприветствуем друг друга. Метод «Поздоровайся локтями»
|
Деление на группы «Казахстан» «Россия» «Великобритания» | 2 - 3минуты | После приветствия участники коучинга выбирают себе картинку с изображением, таким образом, образуют группу. Учителя рассаживаются по группам. Распределение ролей в группе. |
Мозговой штурм. Подведение к теме коучинга. | 5 минут | Видеоролик «Эффект бабочки». Вопросы для обсуждения: Какие мысли у Вас возникли после просмотра этого ролика? Какую идею несет в себе этот ролик? Какое решение для себя Вы приняли после просмотра этого ролика? Называется тема коучинг - сессии |
Таблица «ЗХУ». | 2 минуты | Участники коучинга заполняют таблицу «ЗХУ». |
Теоретический материал. | 10 минут | Презентация «ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ». |
Работа в группах.
| 5-7 минут | Предлагает разработать урок на трех языках по теме «Числительное» Представить кластеры( постеры) : Группа 1. «Фаза вызова». Группа 2. «Фаза осмысления». Группа 3. «Фаза рефлексии». |
Защита кластеров | 2- 3 минуты | Участники защищают свой кластер |
Рефлексия | 3-5 минут | 1.Заполняют третий столбик таблицы ЗХУ 2. Метод «Ресторан» |
Приложение 1
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
|
|
|
Приложение 2
Лекция «Технология развития критического мышления»
На сегодняшний день мы хорошо понимаем, что выпускники школы должны владеть определённым набором знаний.
Но каким должен быть этот самый определённый набор знаний?Это не простой вопрос. Любой современный человек должен бегло читать и понимать прочитанное, грамотно писать. Причём, желательно, не только на родном языке. Считать – понятное дело, и не только от одного до ста и обратно. Да вот хотя бы представлять себе, сколько придётся отдать кровно заработанных денег, если взял в долг в микрофинансовой организации под 0,1 % в день. Ну, что ещё? С компьютером обращаться, наверное. А всё, что дальше – предмет постоянных споров. Программы то усложняют, то разгружают. Слайд 2Одно ясно: учитывая темпы прироста научной информации, выпускник школы никогда не будет владеть таким количеством знаний, которых бы ему хватило на всю оставшуюся жизнь. Подавляющему большинству придётся самостоятельно их наращивать, причём, скорее всего, этот процесс будет постоянным. Слайд 3
Информационная культура: что это?
А для этого нужно уметь самостоятельно работать с информацией, то есть:
Технология развития критического мышления не гарантирует того, что,используя её на уроках, вы добьётесь стопроцентного усвоения программного материала всеми вашими учениками (хотя уровень усвоения повысится). Но вы несомненно создадите условия для развития всех перечисленных выше умений. Слайд4
Итак, что же мы понимаем под критическим мышлением? Один из активных пропагандистов этой технологии профессор Дэвид Клустэр чётко выделил те интеллектуальные операции, которые не являются критическим мышлением. Это:
Какое мышление можно считать критическим?
Что же относят к признакам критического мышления? Слайд 5
Критически мыслящий человек что-то утверждает, даёт оценки, высказывает идеи независимо от других людей. Это не значит, конечно, что он всегда оригинален, то есть говорит нечто, что до него никто не говорил. Можно согласиться с чьей-то точкой зрения, но не потому что её высказал очень авторитетный человек. А потому что аргументация этой точки зрения кажется наиболее убедительной.
Для того чтобы научить наших детей мыслить самостоятельно, надо давать им такую возможность. У них должна быть свобода высказывать свои предположения, искать им подтверждение или убеждаться в их ошибочности. Необходимо, насколько это возможно, избегать преподнесения готовых выводов.
Информация не является целью мышления, она – его отправная точка, толчок к его началу.
Достаточно часто учащиеся самых разных возрастов на вопрос: для чего необходимо изучать тот или иной предмет? – отвечают: чтобы знать. Учить таблицу умножения, законы Ома, признаки нэпа – для того чтобы знать их? Согласитесь, такой подход к учебной деятельности фактически делает её бессмысленной. Это всё равно что много и тяжело работать, чтобы были деньги. Не для того, чтобы на них купить что-то нужное или желанное, а чтобы они просто были.
Но с другой стороны пренебрегать процессом поиска и накопления информации тоже неправильно. Пустая голова не может думать. Критически мыслить – значит делать аргументированные выводы, а не голословные заявления.
Чтобы научить человека мыслить критически, надо вначале научить его видеть наличие проблемы, формулировать её. Наши потребности очень разнообразны, поэтому и проблемы, требующие решения, тоже очень разные. Они могут быть сугубо практические. Или чисто познавательные. Когда мы сталкиваемся с областью ещё не познанного, сомневаемся в истинности имеющихся у нас знаний. Если мы чётко осознаём проблему, и хотим её решить, наша деятельность будет гораздо продуктивнее.
Критически относиться к информации – значит не принимать на веру бездоказательные утверждения; уметь оценить силу аргументов, сравнить разные позиции, выработать собственную точку зрения. Опять же не на основе эмоционального отношения к какому-либо факту, а на основе его рационального анализа.
И вот здесь хотелось бы подчеркнуть важность использования критического мышления не только для успешной учебной деятельности наших учеников, но и для их жизни вообще. Если они научатся мыслить именно так, ими очень трудно будет манипулировать.
Для того чтобы оценить силу своих аргументов надо о них кому-то рассказать. Выслушать возражения. Или вместе поикать новые, более убедительные доказательства.
Слайд 6
Урок, который способствует развитию критического мышления, – это урок, на котором:
Урок, построенный в рамках технологии критического мышления, содержит три основные фазы. Слайд 7
Начало работы – формулировка проблемы, которую необходимо решить. Учитель, конечно, сам может её сформулировать. И если он грамотно это сделает, а затем так же грамотно организует другие этапы урока, тот, несомненно удастся. Цели будут достигнуты: знания получены, умения сформированы. Педагогика – это не та сфера жизни, где задачи решаются только одним способом.
Но мы то сейчас говорим о развитии критического мышления! Значит, необходимо, чтобы проблему наши ученики увидели самостоятельно. Например, поняли, что их знания по какому-то вопросу неполны или противоречивы.
То, что в классической формулировке называется изучением нового материала. Только посыл при этом другой: мы с ним работаем не для того, чтобы его изучить, а для того, чтобы, усвоив его, решить поставленную нами самими проблему.
При этом могут быть использованы самые разные формы работы. Учитель может объяснять материал, рассказывать. Только этот рассказ должен быть построен с учётом необходимости развития критического мышления слушателей.
Ещё лучше, если организована самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Важно только их правильно подобрать. Если, например, в предложенном материале невозможно найти ответы на возникшие вопросы, то разбуженный на стадии вызова познавательный интерес может и угаснуть.
Вообще-то, совсем неплохо, если некоторые вопросы останутся пока без ответов, но об этом чуть позже.
На этой стадии происходит возврат к тем проблемам, вопросам, предположениям, которые были сформулированы на стадии вызова. Обмениваясь мнениями о полученной информации, систематизируя её, ребята делают выводы о том, какие из предположений были верными, а какие нет. Выясняют, какой способ решения проблемы наилучший.
А если что-то решить не удалось, формулируется новая проблема, над которой надо будет поработать на следующем уроке. Таким образом, цикл замкнётся. Точнее, мы плавно перейдём на следующий виток спирали.
Как организовать эти фазы урока? слайд 8
В рамках технологии развития критического мышления разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но учитель может использовать и свои собственные приёмы, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные.
Предлагаю вам памятку-табличку тех приёмов, которые можно использовать на уроках, построенных в соответствии с технологией развития критического мышления. Слайд 9
Стратегии технологии развития критического мышления | ||
Стадия вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
§ Инвентаризация § Верите ли вы… § Ключевые слова § Читаю – думаю § Кластер § Таблица ЗХУ | § ИНСЕРТ § Заполнение таблиц § Дневник двойной записи § Эффективная лекция § «Тонкие» и «толстые» вопросы § Зигзаг (мозаика) § Фишбоун (рыбья кость) § Поиск в тексте ответов на вопросы | § Ответы на вопросы § Синквейн, диаманта, хайку § Таблицы, кластеры, фишбоуны § Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям § Последнее слово за мной § Перекрёстная дискуссия § Общая полемика § Десятиминутное сочинение § Выходная карта § Применение |
Посмотреть новость на сайте учрежденияВернуться к списку новостей