Об утверждении Правил организации и ведения мероприятий гражданской обороны
Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 6 марта 2015 года № 190. Зарегистрирован
в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 апреля 2015 года № 10716
В соответствии с подпунктом 70-8) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11
апреля 2014 года «О гражданской защите» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и ведения мероприятий гражданской обороны.
2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (
Петров В.В.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики
Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа
его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в
информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел
Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра
внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня
его первого официального опубликования.
Министр К. Касымов
Утверждены
приказом Министра
внутренних дел
Республики Казахстан
от 6 марта 2015 года № 190
Правила
организации и ведения мероприятий гражданской обороны
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации и ведения мероприятий гражданской обороны (далее -
Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Гражданской защите» и
определяют порядок организации и ведения мероприятий гражданской обороны в соответствии с
территориально-отраслевым принципом гражданской защиты.
2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении
мероприятий гражданской обороны, определенных статьей 21 Закона Республики Казахстан «О
Гражданской защите».
3. Мероприятия по гражданской обороне в Республике Казахстан организуются и проводятся по
следующим уровням:
на республиканском – на всей территории страны;
на территориальном – на соответствующих административно-территориальных единицах;
на объектовом – в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
В отраслевой подсистеме мероприятия гражданской обороны организуются и проводятся
соответствующими центральными исполнительными органами.
4. Методическое руководство организацией и ведением мероприятий гражданской обороны
возлагается на ведомство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты (далее – ведомство
уполномоченного органа).
5. Центральные и местные исполнительные органы областей, столицы, города республиканского
значения ежегодно по окончанию первой декады декабря соответствующего года представляют в
ведомство уполномоченного органа отчеты о выполнении мероприятий гражданской обороны в текущем
году.
6. Местные исполнительные органы городов и районов областного значения, районов в городе,
службы гражданской защиты областей, столицы, городов республиканского значения, организации,
отнесенные к категориям по гражданской обороне, ежегодно по окончанию второй декады ноября
соответствующего года представляют отчеты в территориальные органы ведомства уполномоченного
органа.
2. Руководство и управление гражданской обороной
7. Руководство гражданской обороной осуществляет Премьер-Министр Республики Казахстан -
Начальник гражданской обороны Республики Казахстан.
8. Руководитель уполномоченного органа по должности является заместителем Начальника
гражданской обороны Республики Казахстан и в мирное время руководит гражданской обороной.
9. Руководство гражданской обороной в центральных исполнительных органах и организациях
осуществляют их первые руководители, которые являются по должности соответствующими
начальниками гражданской обороны.
10. Руководство гражданской обороной в административно-территориальных единицах Республики
Казахстан осуществляют акимы, которые являются по должности начальниками гражданской обороны
соответствующих административно-территориальных единиц.
11. Руководители территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа являются
по должности заместителями соответствующих начальников гражданской обороны
административно-территориальных единиц.
12. Обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны возлагается на:
1) ведомство уполномоченного органа и его территориальные подразделения;
2) структурные подразделения по организации и ведению гражданской обороны в центральных и
местных исполнительных органах областей, городов республиканского значения, столицы;
3) структурные подразделения или отдельных работников по организации и ведению
гражданской обороны в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне,
непосредственно подчиненных первому руководителю.
13. Центральные и местные исполнительные органы, организации, отнесенные к категории по
гражданской обороне, осуществляют комплектование (назначение) подразделений (работников) по
организации и ведению гражданской обороны, разрабатывают и утверждают их функциональные
обязанности и штатное расписание.
3. План гражданской обороны
14. План гражданской обороны определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки
выполнения мероприятий гражданской обороны в мирное и военное время.
15. Структуру плана гражданской обороны определяет уполномоченный орган.
16. План гражданской обороны разрабатывается:
на республиканском уровне – ведомство уполномоченного органа;
в отраслевой подсистеме – соответствующим структурным подразделением по организации и
ведению гражданской обороны центрального исполнительного органа и его территориальными
подразделениями на территориальном уровне;
на территориальном уровне – территориальным подразделением ведомства уполномоченного
органа совместно с местными исполнительными органами, а также исполнительными органами,
финансируемыми за счет местного бюджета и продолжающими работу в военное время;
на объектовом уровне – организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне.
17. План гражданской обороны центрального исполнительного органа включает в себя
мероприятия гражданской обороны, проводимые в курирующей отрасли.
18. Организация, на базе которой создана служба гражданской защиты, в плане гражданской
обороны отражает также действия по выполнению специальных мероприятий гражданской защиты.
19. Планы гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской
обороны и ежегодно корректируются по состоянию на 1 января планируемого года.
20. Переработка планов гражданской обороны осуществляется на основании распоряжений
соответствующих начальников гражданской обороны.
21. Для планов гражданской обороны гриф секретности устанавливается:
для центральных исполнительных органов - секретно;
для областей, городов, отнесенных к группам по гражданской обороне - секретно;
для городских и сельских районов, городов, не отнесенных к группам по гражданской обороне
«для служебного пользования»;
для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне - по решению руководителя
организации в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственных
секретов.
4. Службы и силы гражданской защиты
22. Службы гражданской защиты предназначены для выполнения специальных мероприятий
гражданской защиты в мирное и военное время, обеспечения защиты населения от последствий
чрезвычайных ситуаций, поражающих факторов современных средств поражения.
23. Службы защиты создаются на республиканском, областном, районном, городском уровнях.
Местный исполнительный орган совместно с территориальным подразделением ведомства
уполномоченного органа соответствующей административно-территориальной единицы определяют
организации, создающие областные, районные и городские службы гражданской защиты. В состав
служб могут входить несколько организаций.
24. В соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О
гражданской защите» перечень служб гражданской защиты определяется:
на республиканском уровне – Правительством Республики Казахстан;
на территориальном уровне – решениями акимов соответствующих
административно-территориальных единиц.
25. Начальниками служб гражданской защиты являются:
республиканских служб - первые руководители министерств и ведомств, на базе которых
созданы службы;
областных, районных, городских служб – первые руководители организаций, на базе которых
созданы службы, исходя из действующей структуры управления.
26. Службы гражданской защиты непосредственно подчиняются соответствующим начальникам
гражданской обороны.
27. Положения об областных, районных, городских служб утверждаются соответствующими
начальниками гражданской обороны.
28. Структура служб гражданской защиты определяется их руководителями.
29. В своей деятельности службы гражданской защиты руководствуются планами Гражданской
обороны соответствующих уровней.
30. Основными задачами служб гражданской защиты являются:
планирование и обеспечение мероприятий гражданской защиты по защите населения и снижения
ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций, поражающих факторов современных средств поражения;
обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ, оказание
помощи пострадавшему населению;
создание и подготовка формирований гражданской защиты, поддержание их в готовности для
проведения работ по предназначению;
организация управления подчиненными органами и силами, обеспечение их необходимыми
материально-техническими средствами;
обеспечение создания и поддержания в готовности систем управления гражданской защиты,
оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, о
применении современных средств поражения;
организация постоянного наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и
бактериологическим (биологическим) заражением (загрязнением);
организация и поддержание взаимодействия с соответствующими органами управления и силами
военного командования, органов внутренних дел;
руководство эвакуационными мероприятиями подчиненных организаций, принятие мер по
заблаговременной подготовке районов размещения в безопасной зоне;
разработка планов гражданской обороны и планов действий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций, руководство планированием в подведомственных звеньях;
подготовка предложений соответствующим начальникам гражданской обороны для принятия
решений на ведение аварийно-спасательных и неотложных работ;
руководство подчиненными силами и средствами служб при выполнении задач, поставленных
соответствующими начальниками гражданской обороны;
руководство разработкой и реализацией мероприятий по уменьшению опасности возникновения
чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости работы отраслей и организаций;
осуществление непосредственного руководства всем комплексом мероприятий гражданской
обороны в пределах компетенции служб.
31. Силы гражданской защиты состоят из воинских частей гражданской обороны,
аварийно-спасательных служб и формирований, подразделений государственной и негосударственной
противопожарной службы, формирований гражданской защиты, авиации уполномоченного органа, служб
наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования.
32. Формирования гражданской защиты предназначены для проведения аварийно-спасательных и
неотложных работ в мирное и военное время.
33. Максимально возможное время приведения в готовность: не более 4 часов - для
спасательных, инженерных формирований и формирований служб гражданской защиты, в том числе
формирований, входящих в состав отряда экстренного реагирования; не более 6 часов - для всех
остальных формирований.
34. На службе наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования создается сеть наблюдения
и лабораторного контроля гражданской обороны, которая предназначена для своевременного
обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения)
питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, окружающей среды (воздуха, почвы,
воды, растительности) в мирное и военное время.
35. Общее руководство и координацию действий сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны осуществляет ведомство уполномоченного органа.
36. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями и организациями, входящих
в состав сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, осуществляют отраслевые
министерства и ведомства.
37. Группировка сил представляет сведенные в определенную систему и развернутые (
расположенные) соответствующим образом силы гражданской защиты, а также Вооруженных Сил
Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, привлекаемых для проведения
аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций и применения современных
средств поражения, а также для решения других задач гражданской защиты.
38. Группировки сил создаются в мирное время, а полное их развертывание завершается в
период перевода государственной системы гражданской защиты с мирного на военное время. Создание
группировок сил предусматривается планами гражданской обороны.
39. Состав группировки сил гражданской защиты областей, городов, районов определяется,
исходя из наличия сил и средств, имеющихся в распоряжении соответствующих начальников
гражданской обороны, с учетом предстоящего перечня и объема аварийно-спасательных и неотложных
работ и других решаемых задач в условиях ведения военных конфликтов с использованием
современных средств поражения.
40. Группировка сил гражданской обороны состоит из первого, второго эшелонов и резерва.
По условиям обстановки или при незначительных силах группировка сил может состоять из одного
эшелона.
41. Первый эшелон группировки сил предназначен для развертывания и проведения
аварийно-спасательных и неотложных работ на объектах, продолжающих производственную деятельность
в городе, а также в других местах, где в момент нападения противника могли находиться люди. В
состав первого эшелона включаются воинские части гражданской обороны, аварийно-спасательные
формирования городов, отнесенных к группам по Гражданской обороне, и объектов, продолжающих
производственную деятельность. В зависимости от обстановки в первый эшелон могут включаться
также силы гражданской защиты районов, расположенных вблизи городов, отнесенных к группам по
Гражданской обороне.
42. Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта
аварийно-спасательных и неотложных работ, а также для требующейся замены частей (подразделений)
и сил гражданской защиты первого эшелона. В его состав включаются воинские части гражданской
обороны и воинские части, выделяемые военным командованием, силы гражданской защиты, не
вошедшие в состав первого эшелона, в том числе силы гражданской обороны районов (сельских),
расположенных вблизи городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, с последующим
привлечением сил гражданской защиты отдаленных районов (сельских).
43. Силы гражданской обороны, входящие в состав того или иного эшелона, с учетом
сложившейся в зоне работ обстановки (в том числе радиационной) распределяются по сменам с
соблюдением целостности их организационной структуры. В состав смен должны включаться различные
по своему предназначению силы и средства, способные проводить весь комплекс
аварийно-спасательных и неотложных работ.
44. Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и для замены сил
гражданской защиты первого и второго эшелонов.
В состав резерва включаются формирования гражданской защиты, не вошедшие в состав
эшелонов, силы гражданской обороны отдаленных районов (сельских), а также силы и средства,
выведенные из очагов поражения после выполнения поставленных задач.
Посмотреть новость на сайте учрежденияВернуться к списку новостей