Меню KDT
ru kz en
Новости | все новости

SWOT-анализ профессиональных компетенций педагога

21.06

SWOT-анализ профессиональных компетенций педагога

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены
в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания педагога. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному педагогу. Одно из таких понятий компетентность.

Компетентность - это способность педагога действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма педагога, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом педагогу приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности
и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает
6 компетенций:

  1. Компетентность в области личностных качеств;
  2. Компетентность в   постановке   целей   и   задач   педагогической деятельности;
  3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников)
    на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;
  4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
  5. Компетентность в      обеспечении информационной      основы педагогической деятельности.
  6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

Свои профессиональные компетенции на основе профессионального стандарта педагога попытаюсь представить через SWOT-анализ.

SWOT-анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории:

  • strengths – сильные стороны;
  • weaknesses – слабые стороны;
  • opportunities – возможности;
  • threats – угрозы.

Цель SWOT – анализа – изучение сильных и слабых сторон в деятельности педагога с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды.

 

SWOT-анализ профессиональных компетенций педагога

Сильная сторона

Слабая сторона

Высшее образование

Отсутствие педагогического образования

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одарённые дети, асоциально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты и др.), дети с ОВЗ, дети с зависимостью

Планирование и проведение учебных занятий

Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно- развивающую работу

Умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы
и методы контроля

Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития
с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся.

Умение использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; учеников, для которых русский язык не является родным; одарённых учеников; учеников с ограниченными возможностями

Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные
с особенностями их развития

Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики

Владение приёмами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребёнка.

Формирование навыков, связанных
с информационно-коммуникационными технологиями

 

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися
в соответствии с уставом образовательной организации
и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

 

Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий
в решении задачи там, где это эффективно

 

Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении
и самостоятельном использовании этих ресурсов

 

Владение формами и методами воспитательной работы, используя
их как на уроке, так и во внеклассной работе

 

Умение общаться с детьми. Признавая
их достоинство, понимая и принимая их

 

Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции

 

Умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

 

Умение эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя
их учебно-познавательную деятельность

 

Умение строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных
и индивидуальных особенностей.

 

Возможности

Угрозы

Участие в открытых уроках, мастер – классах, семинарах, конференциях.

Снижение интереса обучающихся к учебно– познавательной деятельности

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий

Повышение квалификации
по дополнительным профессиональным программам

Негативное влияние средств массовой информации

Online – обучение

 

 


 

Вывод

SWOT – анализ – это прекрасный способ нащупать точку отсчета и изучить себя.
Он позволяет посмотреть правде в глаза, пусть иногда и неприятной. SWOT дает возможность фокусироваться на сильных сторонах, минимизировать слабые, избегать угроз
и пользоваться представившимися возможностями.

По итогам SWOT – анализа выявлены проблемы в работе с одарёнными детьми, асоциально уязвимыми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-сиротами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутистами и др.), детьми с ОВЗ, детьми с зависимостью. На низком уровне владение приёмами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся.

Для устранения слабых сторон необходимо профессиональное саморазвитие,
в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

 

 


Посмотреть новость на сайте учрежденияВернуться к списку новостей

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь
Последние обсуждения | все обсуждения

День Знаний

1 СЕНТЯБРЯ- ДЕНЬ ЗНАНИЙ!
09.10.2016
1

Что полезно есть на завтрак ???

Полезный завтрак
11.07.2016
3

Каким видом спорта Вы заниматесь?

за здоровую нацию
11.07.2016
0
Партнеры