SWOT-анализ профессиональных компетенций педагога
Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены
в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания педагога. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному педагогу. Одно из таких понятий компетентность.
Компетентность - это способность педагога действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма педагога, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом педагогу приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности
и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает
6 компетенций:
Свои профессиональные компетенции на основе профессионального стандарта педагога попытаюсь представить через SWOT-анализ.
SWOT-анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории:
Цель SWOT – анализа – изучение сильных и слабых сторон в деятельности педагога с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды.
SWOT-анализ профессиональных компетенций педагога
Сильная сторона | Слабая сторона |
Высшее образование | Отсутствие педагогического образования |
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одарённые дети, асоциально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты и др.), дети с ОВЗ, дети с зависимостью |
Планирование и проведение учебных занятий | Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно- развивающую работу |
Умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы | Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития |
Умение использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; учеников, для которых русский язык не является родным; одарённых учеников; учеников с ограниченными возможностями | Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные |
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики | Владение приёмами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребёнка. |
Формирование навыков, связанных |
|
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися |
|
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий |
|
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении |
|
Владение формами и методами воспитательной работы, используя |
|
Умение общаться с детьми. Признавая |
|
Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции |
|
Умение эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. |
|
Умение эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя |
|
Умение строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных |
|
Возможности | Угрозы |
Участие в открытых уроках, мастер – классах, семинарах, конференциях. | Снижение интереса обучающихся к учебно– познавательной деятельности |
Прохождение курсов профессиональной переподготовки | Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий |
Повышение квалификации | Негативное влияние средств массовой информации |
Online – обучение |
|
Вывод
SWOT – анализ – это прекрасный способ нащупать точку отсчета и изучить себя.
Он позволяет посмотреть правде в глаза, пусть иногда и неприятной. SWOT дает возможность фокусироваться на сильных сторонах, минимизировать слабые, избегать угроз
и пользоваться представившимися возможностями.
По итогам SWOT – анализа выявлены проблемы в работе с одарёнными детьми, асоциально уязвимыми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-сиротами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутистами и др.), детьми с ОВЗ, детьми с зависимостью. На низком уровне владение приёмами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся.
Для устранения слабых сторон необходимо профессиональное саморазвитие,
в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Развитие профессиональной компетентности это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Посмотреть новость на сайте учрежденияВернуться к списку новостей